Борис Кубай: Что это было?

 
18.07.2014 15:37
Борис Кубай: Что это было?

В ночь с четверга на пятницу небо над Владивостоком разразилось вспышками молний и раскатами грома, а на землю хлынул проливной дождь. Что это было? С этого вопроса мы начинаем беседу с начальником Примгидромета Борисом Кубаем.

Борис Викторович, что это было?

— Это была плата за тепло. Вспомните прошедший июнь. Вместо привычного для этого месяца дыхания Охотского моря с температурой воздуха во Владивостоке +10…+15 °С, мы ощущали тепло Японского моря с температурой +18…+20 °С. При этом столицу нашего края посещал и более прогретый воздух из Китая, и тогда температура поднималась до +25 °С и выше. Температура воды в Амурском заливе к началу июля приблизилась к отметке +20 °С. Вторая стадия летнего муссона немного опередила первую, не дав ей никаких шансов. Таким образом, весь июнь и половину июля в крае и на побережье шло накопление тепла. В Приморье то тут, то там гремели сухие и «мокрые» грозы, вызванные активной конвекцией. При этом на побережье условий для конвекции не было — здесь наблюдались ежедневные туманы.

И что изменилось прошедшей ночью?

— Ночью к Владивостоку подошел заурядный атмосферный фронт, который обычно проходит практически бесследно. Но на сей раз, он сыграл роль детонатора или спички в наполненной газом комнате. В результате вынужденной конвекции в теплом и очень влажном воздухе в районе Владивостока стали буквально вырастать мощные кучево-дождевые облака, всасывающие в себя всю накопившуюся за много дней влагу, превращая ее с помощью конденсационных и коагуляционных процессов во множество крупных капель, возвращаемых обратно на землю проливным дождем. Ну а чем мощнее кучево-дождевые облака, тем интенсивнее и грозовые разряды.

За несколько часов во Владивостоке выпал 131 мм осадков — месячная норма. Прогнозировалось ли такое в принципе?

— Скажу откровенно, — нет. За сутки прогнозировалась гроза и сильный дождь. Но при этом многочисленные расчеты показывали, что осадков может выпасть от 10 до 29 мм. Все расчеты базируются на решении системы уравнений гидротермодинамики с помощью тройных интервалов и производных. Но у математических моделей имеется один минус: все они «пляшут от печки» под названием исходные данные. А сутки назад атмосферный фронт вел себя сверхспокойно, не подавая виду о своих намерениях взорвать небо над Владивостоком. Надо отдать должное, все же математика и гидротермодинамика разгадали его план, указав на возможную грозу и сильные осадки, но промахнулись с их количеством.

Значит, промахи, в принципе, неизбежны, и математика бессильна?

— Ну что Вы, я бы так не сказал. У нас, как и во всех цивилизованных странах мира, имеется так называемая система «наукастинга», свехкраткосрочного прогнозирования. То, что невозможно рассчитать за сутки, рассчитывается на 3 или 6 часов вперед по все более и более свежим исходным данным. Естественно, что количество и качество этих данных должно полностью удовлетворять граничным условиям соответствующих математических моделей.

Хорошо, рассчитали с помощью моделей, что через 3–6 часов будет гроза, но в это время настанет ночь, и все будут спать…

— Многие, но не все. Службы жизнеобеспечения страны, края, города работают в непрерывном, круглосуточном режиме и получают необходимую экстренную информацию. Например, энергетикам штормовое предупреждение о грозе необходимо только за 3 часа — ни больше и не меньше. Система непрерывного сверхкрасткосрочного прогнозирования погоды позволяет в круглосуточном режиме отслеживать любые, самые неожиданные ситуации и предупреждать о них все соответствующие оперативные службы. Прошедшая ночь тому подтверждение.

Впереди выходные, интересно, ждут ли нас еще какие-то сюрпризы, или можно спокойно отправляться на море?

— Можно. Но, в силу складывающихся погодных условий, я бы отдал предпочтение воскресенью.

Спасибо. Приятного Вам отдыха!

— И Вам всего хорошего в предстоящие выходные!

Беседовала Алина Фирсова



Поделитесь новостью

Актуальные темы
Полезные ссылки