Заповедный Сихотэ-Алинь: Январь

Заповедный Сихотэ-Алинь: Январь

 
10.02.2017 11:04
Заповедный Сихотэ-Алинь: Январь

Морозный день… Зато над головою

В переплетенье сучьев, в чёрной сетке,


Стекая по стволам, по каждой ветке,


Висит лавиной небо голубое.

И верится: вот-вот весна начнётся.


И чудится: она уже явилась.


И ни один сучок не покачнётся,


Чтоб небо невзначай не обвалилось.

Валентин Берестов

Закончился второй месяц зимы — январь. Был он малоснежным, ветреным и в меру холодным.

Первая декада была самой тёплой в этом месяце со среднедекадной температурой воздуха, по данным Тернейской метеостанции, −7 ºС. Начало января было теплее, чем конец декабря (−8,3 ºС). Снега в первой декаде не было совсем. Дни стояли тёплыми с небольшим минусом, лёгкой дымкой. Приятно было прогуляться в такие дни на Левый Терней или пройтись по льду Серебрянки до самой Песчанки.

Если идти в сторону ключа Иван Иваныч, впадающего в Серебрянку, то с левой стороны открывается прекрасный вид на распадок, по которому протекает ключ Сухой. Узкий распадок окаймляют с двух сторон волнистые гребни затенённых низких сопок на фоне далёких высоких вершин, освещённых предзакатным солнцем. И всё это в слегка желтоватом мареве лёгкой дымки.

Вторая декада была самой холодной — −11,5 ºС, по утрам 11 и 12 декабря термометры показывали −21 ºС, самые низкие значения в январе при сильном ветре. Но и самые тёплые дни месяца были в этой же декаде — 16 января на метеостанции днём было +2,6 ºС. Крещенские морозы были в этом году, можно сказать, щадящими. В крещенскую ночь термометр показал −15 ºС. Над водой Вилки стелился низкий морозный туман. А утро в Крещение было солнечным, ветреным и холодным.

Среднедекадная температурва воздуха составила во вторую декаду −11,5 ºС, а снега выпало всего 1,6 мм.

Третья декада января была чуть теплее второй — −10,1 ºС, опять очень ветреной и малоснежной — выпало всего 2,4 мм снега. 27 января после небольшого снега, выпавшего ночью и утром, порывы ветра вечером достигали 30 м/сек.

За месяц выпало 4 мм снега при месячной норме 17 мм, а среднемесячная температура воздуха составила −9,6 ºС.

Прошлогодний январь был холоднее — −11,5 ºС. А последние три зимы, включая и нынешнюю, отличаются малоснежностью.

На ночном небе января по-прежнему сияла по вечерам крупная жёлтая Венера, а выше её и гораздо мельче — оранжевый Марс. 2 и 3 января рядом с ними прошёл молодой растущий месяц Луны. Очень красивое зрелище на ясном небе. А 19 и 20 января ближе к утру рядом с ярким Юпитером прошёл уже убывающий месяц. Чуть ниже Юпитера блистала его верная зимняя спутница — звезда Спика из созвездия Девы. По вечерам высоко на юго-западе мы наблюдали Венеру, а ближе к утру почти на этом же месте — Юпитер. И так весь месяц.

Снега на побережье в эту зиму совсем мало, а который и выпадал немного, то его тут же сдувало ветрами. На ряжике, ведущем к маяку на мысе Страшном, по плотному снегу, выпавшему ещё в начале декабря, прошлись друг за другом два тигра. Следы небольшие, возможно, это были тигрица с тигрёнком.

А по дороге, которая ведёт к военной части на Моленном, по свежевыпавшему снегу утром 16 января прошёлся крупный тигр. Следы его чётко выделялись в свете машинных фар. Не забывают нас тигры, посещают иногда окрестности Тернея.

На кормушке в январе по-прежнему много птиц, особенно в морозные и ветреные дни, а в потепления они куда-то рассредоточивались, не жались к кормушкам. В начале третьей декады прилетела целая стайка дубоносов, примерно десять птиц. Они гонялись друг за другом, дрались меж собой, выщипывая клювами пух и перья. У одного дубоноса бок пострадал значительно. Они мешали кормиться другим птицам. Синички и гаички стали залетать реже и в то время, когда дубоносы отлучались. Ну, а воробьи просто пережидали, когда шумливые дубоносы угомонятся. Не стали прилетать поползни. Возможно, у них наступил уже период песни. Их громкое «пи-и-и-ть, пи-и-и-ть» иногда доносится издалека. Синички стали громче посвистывать «пи-пи-пи», тоже чувствуют приближение весны.

После кормления дубоносы и воробьи слетались к речке, по очереди усаживались на веточку, нависающей над водой, и пили речную воду. Некоторые птички делали это прямо с кромки льда. Поели — попили, поели — попили.

Несколько раз замечала около моста через Вилку одинокую крохотную уточку — малую поганку. В конце осени я видела парочку этих уточек. Осталась одна. Она надолго ныряла под воду, выискивая там корм.

Ниже по течению на излучине долго держалась одинокая самочка утки гоголя. Весь январь мелькала на речке оляпка. Чаще она проводила время на ключике, находя там корм. При виде собак, оляпка пряталась под нависающий ледяной карниз, где ей никто не угрожал.

В реке Серебрянке всю зиму держатся утки на незамерзающих участках. Вот в большой промоине у кромки льда отдыхают три больших крохаля, спрятав головы под крыло. А выше по течению плавают и крохали, и гоголи.

Под самым берегом рядом с нависающими над водой ледяными карнизами плавала парочка крякв, селезень и утица. Они были еле заметны на тёмном фоне невысоко обрыва, особенно серенькая утица. Хорошо рассмотрела их только в бинокль. Подошла поближе к этому месту, встала недалеко от кромки льда и думаю: «Они совсем рядом, может, прямо подо мной», — и тут эта парочка с шумом и кряканьем взлетела из-под ледяного карниза, на котором я стояла. Взметнулись брызги, замелькали в воздухе их оранжево-красные лапы, и уже на лету из утицы полетели в воду мелкие кругляши помёта. Испугались.

Иду по берегу выше по реке и слушаю приятное журчание бегущей воды. За изгибом реки плавают белоснежные гоголи с угольно-чёрными головами, большие крохали — у самок головы рыже-коричневые, у самцов чёрные. Крохали то и дело взлетают и, полетав, возвращаются назад.

На противоположном берегу прыгает по льду тёмный дрозд, что-то подбирая с него. Какие-то семена, наверное. Неподалёку от него то же самое делает синичка. А вот и оляпка появилась, и даже две. Они гоняются друг за другом, делая виртуозные пируэты и дружно «чрэкая». Вот они уселись рядышком на лёд, отдохнули немного и разлетелись в разные стороны.

На небольшой протоке плавают несколько гоголей. Завидев меня, они удаляются за поворот. На другом берегу трещат сороки. Птичье царство.

По телевизору этой зимой часто показывают уток, оставшихся на зимовку в Европе и европейской части России, и говорят, что это стало происходить всё чаще, и связывают это с потеплением. В последнее время и у нас зимующих уток в немалом количестве можно увидеть каждый год. Но они оставались на зимовку и раньше, только, возможно, в меньшем количестве. Вот что пишет о зимующих утках В. К. Арсеньев в книге «В горах Сихотэ-Алиня» в главе «По реке Самарги»: «В одном месте была большая дыра во льду. Между нижней её кромкой и уровнем воды в реке оказалось расстояние около метра. Я подошёл к отверстию и увидел двух чирков, мирно проплывающих мимо меня. Один из них всё что-то искал в воде, а другой задержался рядом, встряхивал хвостиком и издавал звуки, похожие не то на писк, не то на кряканье. Это было любопытное явление. Значит, не все утки улетают осенью, значит, часть их остаётся зимовать. В пустотах подо льдом они защищены от холодов и, по-видимому, находят себе достаточно пищи».

Гораздо севернее нас, где холода посильнее наших, ещё в начале прошлого века некоторые утки тоже оставались на зимовку.

А вот что пишет в наше время охотовед Ю. М. Дунишенко в Календаре охотника: «Нам неоднократно приходилось видеть зимующих в верховьях Хора крякв! Причём они благополучно доживали до весны и здесь же выводили утят. Это удивительное зрелище — зимний полёт с простуженным кряканьем пары уток с оранжево-красными лапами, которые эффектно смотрятся на фоне заснеженных елей! Выживали они в руслах незамерзающих проток, в которых обычно мечет икру кета. И всё же не понять, как это им удавалось, когда все берега истоптаны соболями, норками и другими хищниками».

Так что зимующие утки у нас не редкость. А летом для гнездовий они выбирают укромные места.

В заповеднике по-прежнему идёт расчистка троп, а в научном отделе с помощью космических карт подсчитывают площадь леса, вываленного тайфуном Лайонрок. Учёта по «белой тропе» пока не было, он планируется в феврале.

В сентябре 2015 года на реке Колумбе (северная часть заповедника) около меточного дерева рядом с тропой была поставлена фотоловушка, которая на одном комплекте батареек успешно отработала 16 месяцев! И кого она только не зафиксировала. Вот в тёплый осенний денёк к дереву подошла целая семейка кабанчиков — около десяти уже подросших поросят вместе с чушкой. А вот уже зимой по глубокому снегу подошёл тигр, обнюхал дерево со всех сторон и пустил струю. Другой тигр долго обнюхивал дерево со всех сторон, опираясь о ствол лапами. В феврале мимо ловушки прошли учётчики. Ранней весной ещё по глубокому снегу наведался к дереву бурый медведь, только что вышедший из берлоги. К дереву подходили косули, изюбри, лось, рысь. Во время тайфуна Лайонрок тропу завалило упавшим деревом, звери пробирались сквозь его ветки. Вот уже поздней осенью подошёл к дереву взрослый изюбрь с красивыми ветвистыми рогами. Уж он старался пролезть через ветки, просовывая свои рога и так и сяк, удалось ему это не сразу, но пролез, конечно. Жизнь в тайге идёт своим чередом.

А другая фотоловушка, установленная на морском побережье в урочище Абрек, отсняла в январе горала, стоящего на краю обрыва и встречающего алый рассвет.

В тёплые январские деньки уже заметно пригревает солнце, тает снег, кое-где появляются лужицы. А на ивах золотятся жёлтые чешуйки цветочных почек, сквозь которые на верхушках пробивается серебристый пушок. И уже кажется, что весна рядом.

Специально для Примпогоды,

Надежда Лабецкая, Сихотэ-Алинский заповедник



Поделитесь новостью

Актуальные темы
Полезные ссылки