Тис остроконечный – свидетель древних эпох

Тис остроконечный – свидетель древних эпох

 
15.04.2008 14:03

Тис остроконечный (Taxus cuspidata Siebold et Zucc. ex Endl.) самый оригинальный и редко встречающийся представитель хвойных пород дальневосточных лесов, внесенный в Красные книги СССР и России, как редкий с сокращающимся ареалом вид.

Род Тис представлен 13 видами, распространенными в Евразии и Северной Америке. Их ареалы располагаются в основном в умеренных широтах северного полушария, но 2 вида растет во Флориде, 2 в Гималаях и 1 в тропическом поясе, на острове Ява. На Дальнем Востоке тис представлен 1 родом и 1 видом - тис остроконечный.

Эта древесная порода является типичным реликтом третичного периода, как и вообще весь род Taxus. Доказательством этому служат, помимо примитивной организации и прямых палеонтологических находок, условия его роста в настоящее время и характер ареала.

Ареал дальневосточного вида тиса охватывает весь Сихотэ-Алинь (на север в пределах Хабаровского края доходит до района оз. Кизи, а по морскому побережью достигает Татарского пролива), восточные склоны хр. Тянь-Бошань, полуостров Корея, остров Сахалин, южные Курилы, Японию.

Тис долговечен: некоторые экземпляры достигают 1000 и более лет. При развитии в благоприятных условиях достигает 18-20 метров высоты и 150 см в диаметре на уровне груди. Более обычны невысокие деревья (до 12 м высоты и 40 см в диаметре) с узловатыми стволами и низко расположенной кроной. У северной границы ареала принимает кустарниковидную форму, часто даже стелющуюся.

Кряжистые стволы тисов одеты шуршащей тонкой серой коркой, которая слущиваясь, обнажает гладкую красноватую кору. Кроны плоские или куполообразные, густые с низко опущенными ветвями. Мягкая темно-зеленая хвоя, напоминающая пихтовую, держится на ветвях 4-6 лет. Тис единственная хвойная порода, лишенная смолы: ни в его древесине, ни в коре, ни в хвое нет ни смоляных ходов, ни смолы. Тисовая хвоя не имеет обычного для хвойных пород запаха.

Семеношение тиса в благоприятных условиях начинается с 18—20-летнего возраста, но, как правило, в насаждении это происходит после ста лет. Деревья тиса двудомные, т.е. существуют мужские и женские экземпляры, и очень редко однодомные, но раздельнополые. Тычиночные колоски сидячие в пазухах листьев на концах прошлогодних веточек, шаровидные, состоящие из 9 15 тычинок.

Женские колоски зеленоватые, одиночные, внешне похожи на почки. Они развиваются весной из почек, закладывающихся с осени на прошлогодних побегах. Пыление начинается в первой- второй декадах мая и продолжается 5 - 10 дней. Пыльца не имеет летательных мешков и плохо переносится ветром.

Созревание семян начинается с середины августа и заканчивается в октябре. Но, по существу, шишки-то и нет, и это ещё одна отличительная особенность тиса от других хвойных пород. Вместо неё – одиночные семяпочки, охваченные к моменту созревания на 2/3 своей длины  сочным алым присемянником. Мясистая мякоть присемянника сладковата на вкус и съедобна.

Но в целом, всё дерево тиса ядовито. В древесине, коре, побегах, хвое и семенах содержится ядовитый для человека и животных алкалоид таксин. Несмотря на это, копытные животные, такие как изюбри, часто обкусывают молодые растения тиса, видимо, для того, чтобы избавиться от паразитов, да и в Гималаях крестьяне часто срезают ветки на корм скоту.

Семена тиса сохраняют всхожесть около четырёх лет. Пролежав под снегом зиму, они, однако, не прорастают, а дожидаются следующей весны или ещё год выжидают. Сеянцы тиса растут невероятно медленно. В лесу тридцатилетнее растение не поднимается выше метра. Тис считается самой медленнорастущей из всех дальневосточных пород. Большая часть сеянцев первого года жизни к концу августа погибает. Семена тиса распространяются животными и птицами. Сочные «ягоды» тиса в массе поедаются некоторыми видами пернатых и мелкими грызунами, а затем из экскрементов попадают в почву.

Ещё одна удивительная особенность тиса  - его теневыносливость. Взрослые растения тиса остроконечного никогда не выходят в верхний ярус, а остаются под пологом других древесных пород. Но на островах Японского моря и Залива Петра Великого тис растёт на скалистых морских обрывах, на самом солнцепёке, приобретая при этом кустарниковую и стелющуюся формы и образуя иногда целые заросли.

В материковой части  Дальнего Востока растения тиса селятся преимущественно по склонам северных экспозиций и тенистым местам в вершинах и средней части распадков, где более сглаженный перепад температур и освещения. Тис исключительно жизнестоек. Получая иногда очень серьёзные повреждения, при которых дерево другой породы обязательно бы погибло, тис умудряется расти и давать семена.

Растет тис одиночно или группами разновозрастных деревьев в смешанных хвойно-широколиственных лесах с преобладанием кедра корейского, пихты цельнолистной, при участи ели аянской и пихты белокорой. На островах южного Приморья (о-в Петров; о-в Наумова, о-ва Римского-Корсакова) тис встречается у самого моря среди широколиственных пород. На севере ареала он принимает кустарниковую форму и входит в состав подлеска. Самостоятельных насаждений в Приморском крае тис, как правило, не образует. Исключение составляют урочище Матвеевка в Чугуевском районе и чистое насаждение тиса площадью в 1 га на острове Петрова в Лазовском районе Приморья.

Тис стоит особняком в растительном сообществе и биологически не связан с какой-либо определенной лесорастительной формацией, являясь старше любой из них. Один из немногих свидетелей былых времен, доживших до наших дней.

В народе тис называют «негной деревом», его твёрдая, плотная, тяжёлая древесина почти не тонет, трудно колется и хорошо полируется. Она удивительно красива по цвету – розовая, красная, пунцово-фиолетовая до глубокой черноты. Тис входит в ту сотню древесных пород, которые называют «красным деревом». Естественно, что такое дерево человеком всегда высоко ценилось. Правда ценность древесины дальневосточного тиса умаляется его неравномерным усыханием по диаметру, вследствие чего она иногда растрескивается по годичным кольцам.

Из древесины тиса делали рукоятки для ножей и инструментов, трости, флейты, кларнеты, шкатулки и столярные отделки. До 1917 года из тиса делали мебель, кареты и даже водопроводные трубы и желоба. В Приморском крае местные жители делали из тиса скрипки. Орочоны приготовляли из тисовой древесины красивые дощечки, на которых вырезали из бересты различные узорчатые украшения для головных шляп и для берестяных коробочек.

Тис очень декоративен, легко переносит обрезку ветвей, долго сохраняет приданную ножницами форму кроны. В прежнее время его употребляли на живые изгороди и фигуры во французском стиле (пирамиды, шары, фигуры животных). Широко применяется в зеленом строительстве на о-ве Сахалин. В культуре на Дальнем Востоке известен в Ботаническом саду ДВО РАН, в дендрарии города Хабаровска растёт с 1934 года. В Западной Европе и Америке культивируется с 1854 года. Растет в Москве и Санкт-Петербурге.

Хозяйственного значения тис в настоящее время не имеет из-за своей сравнительно редкой встречаемости. В настоящее время рубка его запрещена.

Тисовые популяции непоправимо страдают от рубок, пожаров, отличаясь, как все хвойные, сильной горимостью. А такие биологические аспекты, как относительно медленный рост, двудомность, требовательность к влажности воздуха, возобновляемость преимущественно семенами, делают тисовые деревья наиболее уязвимыми.

Недопустимо исчезновение тиса из состава кедрово-широколиственных лесов. Сообщества с его участием должны быть полностью исключены из сферы хозяйственного использования. Все известные крупные места произрастания этого вида должны целенаправленно выявляться, быть учтены и всесторонне изучены, а наиболее ценные местообитания выделены в качестве эталонов, и объявлены либо заповедными участками, либо памятниками природы в зависимости от размеров и значимости.

Тис дерево для убеждённого оптимиста! Только оптимист будет всю жизнь оберегать и холить деревце, имея реальную перспективу дождаться лишь жидкой тени первых ветвей его кроны. Зато дерево пронесёт память о человеческой заботе и доброте через сотни и даже тысячи лет и донесёт её до тех, кто будет жить после нас в далёком и неведомом нам мире.

 

Статья написана сотрудником Сихотэ-Алинского заповедника Бондарчук С.
Фото: Бондарчук С.


Поделитесь новостью

Актуальные темы
Полезные ссылки