Октябрь в Сихотэ-Алинском заповеднике: великолепие осени

Октябрь в Сихотэ-Алинском заповеднике: великолепие осени

 
11.11.2021 17:00

Лес точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Иван Бунин

Закончился октябрь, самый красивый месяц осени, который порадовал нас обилием многокрасочной осенней листвы. Был он сухим, но с первым снегом, который быстро растаял в долинах, оставшись на время сверкать белизной на вершинах хребтов.

Первая декада была, конечно, самой тёплой: до +20,2ºС днём 8 октября. В эту декаду заметно усилился листопад. Среднедекадная температура воздуха, по данным Тернейской метеостанции, составила +10,8ºС, а осадков выпало за декаду 15,3 мм.

Вторая декада была заметно холоднее – среднедекадная температура воздуха составила +5,9ºС. 18 октября случилось самое холодное утро: -7ºС. Лужи покрылись толстым льдом. А 16 октября выпал первый снег. С утра накрапывал мелкий дождь, который постепенно перешёл в мокрый снег. Сначала тяжёлые снежинки, которые едва угадывались, стремительно падали на землю, а потом они стали настоящими большими снежинками-хлопьями, которые уже кружились в воздухе, подгоняемые сильным ветром. Они залепляли траву, цветы, заборы, дрова, деревья. В мгновение ока всё вокруг стало белым-бело. Так же быстро выпавший снег стал таять, когда осадки прекратились. Время от времени ещё сыпал мелкий снежок, а часам к пяти вечера небо быстро очистилось, появились голубые просветы, высветило солнце, и ярко проступила желтизна листвы на белом фоне заснеженных сопок. Невероятная красота. Снег в долине и на ближайших сопках быстро таял. Всего за вторую декаду выпало 12,6 мм осадков.

В третью декаду чуть потеплело – среднедекадная температура воздуха составила +6,4ºС. По утрам уже чаще случались минусовые температуры, и густой иней ложился на зелёную траву. Дни стояли ясные, тихие, относительно тёплые и сухие. Осадков в третью декаду почти не было.

Всего за месяц выпало 27,9 мм осадков при месячной норме октября 78 мм, а среднемесячная температура воздуха составила +7,8ºС. Год назад осадков выпало 78,1 мм, и было чуть теплее.

В октябре увядает яркая и недолгая осенняя краса. Первые дни месяца – продолжение золотой осени. Дни стояли тёплыми и тихими.

Неповторимы тона, непередаваемы краски и разнообразны оттенки осеннего лесного наряда. Особенно причудлива раскраска кленовых листьев. У нас обитает пять клёнов из 12 растущих на Дальнем Востоке. Обычные, часто встречающиеся, клён мелколистный, клён жёлтый (клён-берёза) и клён зеленокорый (клён-липа). У первого пятилопастные листья осенью могут быть как бордовыми, так и жёлто-золотистыми, даже оранжевыми. У второго – от жёлтого, до розового. У зеленокорого крупные листья имеют яркий лимонный цвет. Очень необычна раскраска у клёна приречного, который растёт на Джигитовке, и считается у нас редким. Его длинные трёхлопастные листья осенью могут быть и бордовыми, и свекольными, и фиолетовыми, и розовыми. Вся крона просто пламенеет. В Тернее этот клён растёт в дендропарке «Заманиха» и на усадьбе заповедника вдоль забора, и мы имели возможность любоваться красками этого клёна в октябре.

И ещё один клён растёт у нас – бородатый. Встречается редко на Куруме, Зимовейном, Захаровском. В заповеднике находится близ северной границы распространения. Каким он бывает осенью, мне видеть не приходилось.

Радовали глаз крупные ярко-красные листья винограда, жёлтые просвечивающие на солнце, листья лимонника китайского, ажурные листья ореха маньчжурского и аралии высокой, бархата амурского. Некоторые из них, лимонник, бархат, орех, быстро сбрасывают свою листву. Самый удивительный листопад у берёз. Первые золотые монетки листьев они начинают терять в конце августа, а через два месяца, в октябре, в развесистой кроне всё ещё держится десяток-другой трепещущих на ветру золотистых листочков. На фоне почти голого леса иная берёза похожа на светящийся факел. То есть период листопада у берёз очень растянут.

К концу октября почти все листья с деревьев облетели. Самым упорным среди других является дуб. Часть его бронзовых жёстких листьев так и остаются на деревьях на зиму, громко шурша на ветру. В конце месяца на сопках пламенели лишь лиственницы, роняя на землю мягкие лёгкие хвоинки.

Начавшийся осенний массовый отлёт птиц в сентябре продолжался и в октябре. Были заметны большие стаи уток на Серебрянке. На песчаной косе недалеко от устья реки видели четырёх лебедей – три белоснежных и один среди них серый, значит, молодой. На Благодатном в третьей декаде на озере кормились и отдыхали стаи длинноносого (среднего) крохаля. Крохали – самые хорошие ныряльщики из уток. Они ловко ловили мелкую рыбёшку. Для удержания своей добычи ноготок на конце длинного узкого клюва у крохалей превратился в крючок, а пластины цедильного аппарата – в направленные назад зубцы. Ни за что не выпустят рыбёшку из клюва.

Здесь же на озере кормились белые и серые цапли. Белые цапли были заметны и на Серебрянке.

В конце второй декады заметила низко летящего чеглока. Наверно, того самого, который летал здесь и летом. Низ этого мелкого сокола на сей раз был хорошо освещён вечерним солнцем, и хорошо были видны частые поперечные полосы на светлых хвосте и крыльях, а также и белое брюхо с продольными тёмными пестринами. Чеглок быстро промелькнул над моей головой и удалился в забоку. Самая поздняя встреча этой птицы зарегистрирована 2 ноября. Значит, скоро ему улетать. Ласточки, которыми он питался всё лето и начало осени, улетели в первых числах октября. Кроме птиц, чеглок питается и крупными насекомыми – стрекозами, осами, жуками. Значит, пока ещё есть, чем питаться. Как-то нашему орнитологу Сергею Елсукову пришлось наблюдать в окрестностях посёлка за двумя чеглоками, кормившимися низко над рекой и лугом: «Они ловили насекомых, похоже, не только клювом, но и лапами. Держа добычу в лапах, они кусочками отрывали её клювом и поедали на лету, и всё это на высоте 1,5-2 метра». Соколы — ловкие охотники, на добычу нападают с воздуха или с присад.

На птичье щебетанье около кормушки как-то залетели три сибирских горихвостки, все три – самцы. Ярко-рыжие грудки, серебристые шапочки на головах, белые треугольные пятна на крыльях, подрагивающие рыжие хвостики. Красавцы. И им скоро улетать.

А вот дятлы у нас зимуют. На кормушку присела самочка малого пёстрого дятла, самого мелкого из наших дятлов, размером с воробья. У самки вместо красного пятна на голове, как у самца, чёрное, она вся бело-чёрная, и на спинке у неё крупное белое пушистое поле.

В октябре происходил гон у пятнистого оленя. Эти пугливые и осторожные звери в октябре словно перерождаются: утрачивают бдительность, и в сильном возбуждении захлёбываются брачными песнями и боевыми криками. Дальневосточный охотовед и писатель Сергей Кучеренко так описывает рёв быка пятнистого оленя: «Голос у женихов в эту пору похож на разбойный свист, заканчивающийся хриплым рёвом наподобие брани загулявшего молодца». Этот рёв гораздо тише, чем у изюбря, и не каждый его услышит, а вот точки – места, где они ревут, беспрерывно топчутся, роют копытами землю, ломают кусты, увидеть можно. В октябре в дубняках на Благодатном такие места встречались.

В этом году хорошо уродились жёлуди и кедровые шишки. К дому у леса подходил ночью кабан и подъедал жёлуди, опавшие с дуба, растущего у забора. А вот кедрушку, растущую во дворе, часто посещала белка. Она скидывала шишки вниз, при этом больные, недоразвитые не трогала, ловко и быстро очищала их от чешуек и уносила в лес. Вновь возвращалась за шишкой, унося в лес очередную очищенную. И так, пока все сброшенные ею с дерева шишки не кончились. Трудяжка. Где-то в лесу устроила кладовую с запасами орешек.

В одну таёжную избушку повадился ходить колонок. Зверёк забегал в открытые двери, не боясь людей. Один раз он направился к ведру, в котором была пойманная рыба. Люди не мешали колонку, и тот по одной вытаскивал из ведра рыбу, поначалу самую крупную. Куда-то её уносил и вновь возвращался. То ли сам её съедал, то ли своему потомству скармливал, то ли делал запасы.

На ночь люди поставили ведро с рыбой на высокую бочку и прикрыли её листом железа. Утром рыбы в ведре не оказалось. Скорее всего, тот же колонок вытащил всю рыбу из ведра и утащил её в одно известное ему место. Когда люди уезжали, он стоял на дороге и смотрел им вслед, словно прощаясь.

По-прежнему вдоль дороги Терней-Пластун, идущей через заповедник, в разное время суток из машин видели тигра, или в кустах или на обочине. Каждый раз тигр уходил. Натоптал тигр и на мягком песке бухты Удобная в урочище Благодатном.

А в районе бухты Уполномоченной в урочище Абрек видели одинокого сивуча, возлежащего на большом камне, выступающем из воды. Виден был только его силуэт с поднятой головой на фоне оранжевого неба с восходящим солнцем. Сивучи появляются в прибрежных водах заповедника редко. Всё-таки они предпочитают северные воды, не зря сивуча называют северным морским львом. Вот на Сахалине и Курилах он обычен.

Ковтень у украинцев, кастрычник у белорусов, листопад у древних славян, хань-лу (холодные росы) у китайцев… Это далеко не полный перечень названия октября у разных народов.

В русском месяцеслове об октябре говорилось так: «Плачет октябрь холодными слезами», «Если в октябре лист с берёзы и дуба опадёт не чисто – жди суровой зимы», «Сентябрь пахнет яблоком, октябрь – капустой». Так оно и есть.

Специально для сайта Примпогода.ру Надежда Лабецкая,

Сихотэ-Алинский заповедник



Поделитесь новостью

Актуальные темы
Полезные ссылки