Сихотэ-Алинский заповедник: Февраль
13.03.2020 09:00
Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И тёплый ветер нежен и упруг,
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаёшь,
А песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поёшь.
Анна Ахматова
Февраль 2020 года удивил нас значительным потеплением ближе к середине месяца и обилием снега в третью декаду, поскольку за всю зиму это был единственный месяц со снегом. Да ещё каким – февраль превзошёл месячную норму осадков всех трёх месяцев зимы вместе взятых. Первая декада февраля была, конечно, самой холодной — по данным Тернейской метеостанции, среднедекадная температура воздуха составила -11,3 ºС. На эту декаду пришлась самая низкая температура: -18,9 ºС утром 7 февраля. Над незамерзающими ключом и рекой Вилкой клубился морозный туман. Последние дни этой декады были морозными и солнечными. Снега в первую декаду февраля не было.
Вторая декада началась с потепления. Днём 13 февраля термометр на метеостанции показал +11,2 ºС. Плюсовые температуры днём продолжались до середины месяца. Такие весенние денёчки обычны у нас в середине марта. После потепления пришёл с юга циклон, и 17 февраля выпало 7,1 мм снега. Снег мело сильным ветром, дующим с востока, наметая сугробы совсем в других местах, непривычных для нас.
В море разыгрался шторм, создав подпор речных вод. Устье Серебрянки, которое к этому времени было уже частично безо льда, плотно забило шугой, принесённой морем. Шуга довольно высоко поднялась по руслу реки, кое-где завалив ледяными обломками низкий берег, в том числе и левый песчаный берег устья. При этом шероховатая в плавных завихрениях поверхность шуги была настолько плотной, что даже не колыхалась, и брошенный на неё камень не проваливался вниз. Казалось, что устье реки вновь покрылось неровным льдом. Вся эта масса шуги заткнула устье реки, как пробка.
Шугой была забита и бухта. Там она чуть колыхалась, а прибой штормящего моря бушевал на приличном расстоянии от берега.
На другой день шторм стих, и шуга стала уходить в море. Она плавно двигалась по кругу, постепенно продвигаясь вниз по течению.
Шуги в этом феврале было много. Её, видимо, приносило с севера, из Татарского пролива. Шугой заполнялись не только некоторые бухты, но и берега бухт. Так, 12 февраля шугой была покрыта значительная часть галечного берега Малой бухточки. В тёплые деньки она растаяла, а после шторма 17 февраля берег здесь опять закидало шугой.
Среднедекадная температура воздуха второй декады составила -4,0 ºС, то есть потепление было значительным. Снега выпало в эту декаду 7,1 мм.
Третья декада была тоже относительно тёплой со среднедекадной температурой воздуха -4,2ºС, но снега выпало значительно больше — 53,9 мм, при месячной норме февраля 18 мм. Обильный снегопад пришёлся на 22 февраля. Он начался в ночь с 21на 22 февраля и закончился в ночь с 22 на 23 февраля. За это время выпало 40,6 мм снега. Высота снежного покрова достигла значения 50 сантиметров, а кое-где и повыше. Сверху лёг сырой снег, образовав на его поверхности слой наста. Поэтому поднявшийся сильный ветер, порывами до 23 м/сек, сдул в основном снег с деревьев и кустарников, почти не тронув снежный покров.
29 февраля опять пошёл снег. Шёл он весь день, и выпало его 13,3 мм. Среднемесячная температура воздуха составила в феврале -6,4ºС. Примерно таким же по температурным показателям был и прошлогодний февраль. Но вот снега в том месяце не было совсем.
После снегопада 22 февраля в заповеднике начался зимний учёт «по белой тропе». Снега ждали давно и к учёту готовились. Группы учётчиков вышли по маршрутам в различных уголках заповедника. Снега было повсеместно много, поэтому продвигаться на лыжах было трудно. Лыжи утопали в снегу, тяжёлый снег налипал на лыжи, и всю эту тяжесть приходилось передвигать ногами. Легче было госинспекторам, которые продвигались по маршруту на снегоходах. За время учёта сотрудники заповедника преодолели 468 километров по 24 маршрутам.
В бассейне реки Колумбе на тропе произошла интересная встреча. Навстречу снегоходу выскочила кабарга. Она не убегала от людей, а, наоборот, шла к ним. Учётчики поняли, в чём дело, когда увидели неподалёку от кабарги соболя. Он преследовал кабаргу, охотился на неё. Соболь в охотничьем азарте не обращал внимания на людей и пытался напасть на кабаргу. Он залез на дерево и прыгнул на животное, но промахнулся.
Люди отогнали соболя, но тот не ушёл далеко, затаился под деревом. Учётчики не могли ждать и забрать кабаргу с собой не могли. Они поехали дальше по маршруту. Метрах в 70 от места встречи они увидели на снегу следы борьбы — в этом месте соболь напал на кабаргу, но она вырвалась и побежала навстречу людям.
Соболь гораздо мельче кабарги, но в условиях глубокого снега она часто становится добычей этого мелкого хищника. Что там произошло дальше, неизвестно.
В прибрежной части заповедника снега тоже много. На учётных маршрутах встречались кабаны, пятнистые олени, изюбри, косули. Вот здесь прошла рысь по следам оленей, а в другом месте – и по следам косуль.
По предварительным данным можно сказать, что численность копытных на территории заповедника сравнительно высока.
В западной части заповедника были отмечены лоси, а в долине реки Колумбе — волк. Один раз встретился след бурого медведя.
Для учёта животных вместе с данными, полученными на маршруте, используются данные с фотоловушек. Ещё в январе выяснилось с помощью фотоловушек, что две тигрицы на территории заповедника ходят с тигрятами – у одной два детёныша, у второй три. Решили, что возраст тигрят предположительно восьмимесячный. В феврале тигрица Мира (так её нарекли) с двумя тигрятами опять отметилась на фоловушке. Тигрята заметно подросли за месяц, и уже по размерам догоняли свою мать.
На кадрах видеоролика тигрица Мира с двумя подросшими тигрятами медленно, не торопясь, идут по тропе друг за другом. По этой же тропе ходят и люди, работающие в заповеднике. И люди, и звери пользуются одними дорогами, но в разное время. Увидеть тигра на тропе невозможно, он чувствует человека издалека и загодя уходит с тропы.
В последний месяц зимы уже чувствуется приближение весны, особенно, когда теплеет. Оттаивает земля, в воздухе бродят запахи, напоминающие весенние. У поползней и синичек наступает период пения. Отовсюду несутся крики поползня «пи-и-ть-п-и-ить» и громкое посвистывание синичек «ци-ци-ци-пи». Они и на кормушку стали реже прилетать, некогда.
Начались весенние кочёвки пернатых — птицы, зимующие южнее нас, продвигаются на север. В это время можно увидеть птиц, которых мы не замечали зимой. В солнечный тёплый день на крыше рядком уселась стайка снегирей из десяти птиц. Все розовогрудые с чёрными шапочками на голове. Обычны в феврале были свиристели, которых мы и в январе наблюдали. Они по-прежнему летали большими стайками, негромко и мелодично посвистывая. Услышишь такой свист и начинаешь вертеть головой, где же они.
Свиристели часто в феврале прилетали на кормушку, особенно в снегопады. Я стала их подкармливать мелко нарезанными яблоками, брусникой, черноплодкой. Оказывается, свиристели съедают ягоду целиком, в отличие от снегирей, которые откусывают от ягоды кусочки. Один раз днём я услышала громкий одиночный стук в окно. Глянула на улицу и увидела внизу торчащие из рыхлого подтаявшего снега крылья свиристели. Падая, она врезалась в снег головой. Птица не шевелилась. Я выбежала на улицу и вытащила птицу из снега. Она была живая, но не вырывалась из ладони, только часто открывала клюв. Я спрятала птицу в мягкий капюшон и накрыла его тряпкой. Вечером, придя с работы, я сразу заглянула в капюшон и увидела там только птичий помёт. Озадаченно стала осматриваться и нашла свиристель на подоконнике за занавеской. Она забеспокоилась, перелетела на стол, а затем впорхнула в кухню, так как дверь была открыта. В кухне села на гвоздик, прижавшись к стене. Оттуда я её осторожно сняла и спрятала в просторную коробку, которую поставила в коридоре. Утром я вынесла свиристель на улицу и посадила её рядом с ягодой. Она уже вырывалась из рук, пёрышки свои напыжила, отчего казалась толстенькой, как обычно зимой. Вроде бы она ничего себе не сломала при ударе, только пёрышки потеряла на грудке.
В этот день опять прилетала стайка свиристелей, из которой была, наверное, и эта птичка. Но она не улетела с ними, осталась, и последующие дни я кормила эту свиристель ягодками брусники и черноплодки. Так она и кормится на моей кормушке по сей день.
По-прежнему обычны были в феврале кряквы на Вилке. Перезимовали. Рядом с ними часто была заметна бурая оляпка. Видимо, в компании всё-таки веселее.
На Серебрянке после оттепели появились просторные полыньи, и в них можно было увидеть в феврале гоголей и больших крохалей. Они тоже благополучно пережили нашу зиму.
На снегу между полыньями стали хорошо заметны следы выдры, которую иногда замечают люди, когда она перебегает от полыньи к полынье. А в начале февраля выдру заметили в одном из дворов по улице Арсеньева, в той её части, которая находится рядом с рекой Вилкой. Испугавшись людей, она нырнула в речку, где её успели заснять. Она поднырнула под прозрачный лёд, а голова её торчала из воды. Спряталась…
Бывают такие дни на изломе погоды, когда после ненастья природа успокаивается и как бы отдыхает, наслаждаясь теплом и солнцем. Такой излом произошёл между последним февральским днём, когда целый день шёл снег, и первым днём марта. Этот день был тихим и солнечным. После ненастья птицы активно кормились. Воздух звенел от птичьего щебетанья. Кроме многочисленных воробьёв, на кормушку прилетели поползни, синицы, гаички, дубоносы, свиристели.
В этот солнечный и радостный денёк первый раз наведался ко мне в гости седой дятел. Я повесила на веточку мешочек с салом, и дятел с удовольствием отщипывал его по кусочкам, протискивая свой длинный клюв в дырочки сетки. Он довольно долго щипал сало, удобно устроившись на ветке. Первый раз я так близко и долго наблюдала седого дятла. Я бы назвала его зелёным, столько зелёного цвета было в его оперении. А серая у него только головка, на лбу которой есть небольшое красное пятно, очень украшающее эту птицу. Седой дятел относится к роду зелёных дятлов, и зелёный дятел тоже есть. Седой на него похож, только мельче размером. А спинка у него ярко-зелёная. Красивая птичка.
Заметила под голубой елью птицу размером с ворону, но не ворона. Гордая посадка головы, царская стать. Да это перепелятник. Я застала его за пиршеством. Незаметно для меня он добыл воробья из многочисленной воробьиной братии, что, думаю, для него было нетрудно. Возможно, даже не все это заметили, потому что переполоха среди птиц не было. Ястребу не понравилось моё мельтешение за окном (принесла бинокль, затем фотоаппарат) и после трёх кадров он, подхватив когтистыми лапами свою жертву, улетел.
В этот же день, идя вдоль незамерзающего ключа, увидела белую камчатскую трясогузку. Уже прилетела! Она сидела на веточке над водой и потряхивала хвостиком. Здесь же, на заснеженном берегу копался в снегу тёмный дрозд. Я его уже давненько заметила около ключа. Пройдя немного дальше, увидела на белоснежной поверхности снега следы выдры. Она проваливалась в свежевыпавшем снеге, оставляя на снегу и след от хвоста. Выдра много наследила не только около ключа, но и вдоль дороги.
Вот столько наблюдений было сделано всего за один день. Природа фонтанировала событиями. Последний месяц зимы закончился, наступила весна. А какой она будет, покажет время.
Специально для Примпогоды,
Надежда Лабецкая, Сихотэ-Алинский заповедник