Сихотэ-Алинский заповедник: Сентябрь

Сихотэ-Алинский заповедник: Сентябрь

 
08.10.2015 13:24
Сихотэ-Алинский заповедник: Сентябрь

Много птиц уж на отлёте,

Осень ломится во двор,

И расцвёл уж на болоте

Бледный цветик белозор.

Николай Холодковский

Закончился сентябрь — первый месяц осени. Несмотря на дожди, был он тёплым, а временами даже по-летнему жарким. Его среднемесячная температура воздуха (+15,7 °С) была гораздо выше по значению июньской (+11,4 °С). Лето, запоздавшее в июне, продолжилось в сентябре.

Первая декада месяца была явным продолжением лета с максимумом дневной температуры воздуха +26 °С 4 сентября и средним значением этого показателя за декаду +16,5 °С. Правда, ночи становились всё холоднее (+6,5 °С утром 9 сентября), а утренние росы всё обильнее. В конце декады к нам подошёл циклонический вихрь, в который трансформировался, следуя с юга Японского моря, тропический шторм «Этау». С 10 по 12 сентября выпало 147,7 мм осадков при норме месяца 139 мм.

Утро 12 сентября было ярким и солнечным. Дул сильный горный ветер, гоняющий облака по небу. Циклон ушёл. Уровень воды в реках поднялся значительно. Река Вилка была полной до краёв. Громко шумели бурные потоки воды, особенно по вечерам и ночам, когда стихали дневные звуки.

Вторая декада была по-прежнему тёплой с холодными ночами и обильными утренними росами. Наступило «бабье лето» — в тихую солнечную погоду сухой тёплый воздух прогревался до +20…+24 °С. Но почему «бабье»? Вот как это объясняет «Церковно-народный месяцеслов на Руси» И.П. Калинского: «…простой люд называет это бабьим летом, так как теперь начинаются разные сельскохозяйственные работы, например, трепание пеньки, моченье льна и т.п., которые обыкновенно производятся женщинами на открытом воздухе и составляют для них, сравнительно с страдными летними трудами, довольно лёгкие занятия». Потому и «бабье».

«Бабье лето» продлилось примерно до 24 сентября, после чего наступили пасмурные дни, и похолодало. 28 и 29 сентября задул сильный холодный северный ветер. Иногда из свинцовых туч сильные порывы ветра приносили заряды мелких капелек воды. Утром 29 сентября при восходе солнца в северной части неба возникла радуга, не очень яркая. При этом дождя не было.

Ветер стих 30 сентября, небо ещё более затянуло плотной облачностью — приближался южный циклон.

В третью декаду средняя температура воздуха составила +14,9 °С. Эта декада оказалась самой сухой, выпало всего 4,9 мм осадков, а за месяц — 157,9 мм.

В течение месяца на ночном небе в восточной его части в предутренние часы стала появляться яркая жёлтая Венера. Чуть ниже и левее располагался оранжевый Марс, ниже его – яркая звезда Регул из созвездия Льва. В течение месяца Венера поднималась всё выше, а к концу месяца из-за горизонта на востоке стал появляться ярко-жёлтый Юпитер, уступающий ей в блеске. Марс 25 сентября сблизился с Регулом на расстояние в один градус, в последующие дни обошёл эту звезду слева и оказался уже ниже её. Юпитер по-прежнему находился ниже этой пары.

На утренней заре в шестом часу утра на светлеющем небе блистали две планеты — Венера и Юпитер. Марс, Регул и другие звёзды в это время меркли в лучах восходящего солнца.

В сентябре осень потихоньку набирала силу. Окраска листьев менялась пока медленно и незаметно. К середине месяца чуть посветлели бока высоких отрогов, а долины продолжали утопать в зелени. Только отдельные деревья радовали глаз. Раскидистая крона старого ильма, который стоит в отдалении от леса, к концу первой декады покрылась розово-красными прядями.

К середине месяца усилился листопад, и заметно оголились черёмухи, тополя и берёзы.

На морской террасе бухты Удобной (Благодатное) в середине месяца массово цвели низкорослые дикие астры — гетеропаппусы. Их сиреневые цветы, собранные в густую шапку соцветий, мелькали всюду. Доцветали эдельвейсы, скабиоза, офелия. На сырых лугах кое-где белели как снежинки аккуратные головки цветков белозора болотного, напоминающего о наступившей осени. Белозор болотный или золотничка болотная, по латыни Parnassia palustris. За красоту цветка Карл Линней дал растению имя Parnassia по названию Парнаса, священной горы древних греков, считавшейся местом обитания Аполлона и муз. Видовой эпитет palustris в переводе с латинского означает «болотный» и указывает на обычное место обитания.

А цветок действительно красивый и необычный. На длинном стебельке высотой примерно 20 сантиметров расположен всего один цветок с пятью белыми, с прозрачными жилками, лепестками. Под яйцевидной белой завязью находится пять зеленоватых пластинок — стаминодиев, из которых тянутся нитевидные дольки, похожие на булавочки с головками на концах. Эти жёлтые головки похожи на капельки мёда или нектара и привлекают насекомых, которые опыляют растения. А головки — это желёзки, которые ничем не пахнут и ничего не выделяют. Сами же тычинки белого цвета, когда цветок только раскрывается, прижаты к завязи и вытягиваются по одной в день. Сначала они нависают пыльником над завязью, а когда пыльник раскроется, тычинка отгибается, уступая место следующей. Все эти хитрости способствуют перекрёстному опылению растения. На фотографии две тычинки уже отпылили, пылит третья, а на очереди ещё две, т.е. этому цветку три дня.

Раньше белозор очень широко использовался в народной медицине. И названий у него много разных — осенний цвет, царские очи, горлянка, однолет, перелойная трава, золотничка и т.д. А «белозор» произошёл от слова «взор», в старину травой лечили болезни глаз.

Белозор болотный имеет большое значение в культуре Великобритании и Шотландии. Он считался любимым цветком святого Молуага, почитаемого в Шотландии. Белозор изображён на гербах клана Ливингстонов, графства Камберленд, Коупленд в Камбрии. Ему посвятил заглавное стихотворение в книге стихов «Парнасская трава» шотландский поэт Эндрю Лэнг в 1888 году.

В вольном переводе Марии Тумашовой: «Трава Парнаса, ты возвращаешь снег / Между сентябрьскими и октябрьскими заморозками. / Ты беседуешь со мной о тех годах и о той осени, / Которые давно уже ушли, и о тех милых лицах, / Которые всё ещё со мной в моём сердце».

А в эпиграфе к этой статье использовано стихотворение о белозоре известного русского биолога, профессора, популяризатора науки и талантливого переводчика Николая Александровича Холодковского (1858–1921) из его книги «Гербарий моей дочери», изданной посмертно в 1922 году в Петербурге. Эта книга — своеобразный путеводитель для знакомства с северной флорой. Учёный был ещё и поэтом.

Вот такой он знаменитый на весь мир, белозор болотный, произрастающий и у нас, извещающий о неизбежном приходе снега.

Почти весь сентябрь мелькали в небе большие стаи ласточек. Одни улетали, собирались другие стаи. Они исчезли за два дня до конца месяца, перед октябрьским циклоном с ураганным ветром.

Малые черноголовые дубоносы были заметны на моём огороде весь месяц. Наверное, они клевали соседские подсолнухи, так как мой единственный они склевали за один день.

В этом сентябре на цветах было множество мух-журчалок и шмелей. Над цветами и вокруг стоял гул, и приходилось проходить сквозь облако журчалок. Они похожи на ос своими жёлтыми поперечными полосками, и люди путали их с осами, боясь, что они их ужалят.

Необычайно много в этом году расплодилось мышей, крыс, землероек, кротов. Идя по тропе, не раз наступаешь в рыхлую траншею, пересекающую тропу — здесь поработал крот.

Как-то раз удалось наблюдать, как медведь переплывал озеро Благодатное. Это было далеко, и сначала показалось, что плывёт изюбрь. Но с помощью бинокля определили, что плывёт гималайский медведь. Его круглые уши стояли торчком над головой. Он мощно рассекал воду, вытянув вперёд свою длинную голову, создавая вокруг шеи буруны волн. Мы думали, что он пересечёт озеро по наикратчайшему пути, но он выбрал самый длинный. Медведь довольно быстро удалялся, и вскоре его голова исчезла в солнечных бликах на водной ряби. Его выход на берег мы не увидели. Люди на Благодатном в это лето не раз встречали гималайского медведя. Возможно, здесь был не один медведь, а несколько.

В августе и сентябре медведи встречались и в посёлке, пугая людей. Они бродили по огородам, прохаживались по дорогам, посещали кладбище. В этом году медведи мигрируют с севера на юг в поисках корма путями, необычными для них.

Медведи идут в Приморье из Хабаровского края, где сложилась очень сложная обстановка с их кормовой базой. И в Приморье нажировочных кормов для зверей очень мало. Урожай основных видов кормов — желудей, кедровых и маньчжурских орехов, лещины, брусники, небольшой.

Если медведи к зиме так и останутся голодными, и если при этом будет мало снега, то многие из них вообще не впадут в спячку, прогнозируют специалисты.

На таёжной дороге путешественники встретили редкую птицу — дикушу. Эта птица семейства тетеревиных занесена в Красные книги МСОП и РФ. Дикуша сидела около лужи и при приближении человека не двинулась с места. Она не боится человека. Птица взлетела только тогда, когда человек протянул к ней руку. Добыть её очень просто, поэтому её так мало и встречи с ней редки.

В сентябре в тайге ревут изюбри. В этом году рёв был не очень активным. Он хорошо слышен с вершин хребтов, особенно в ночное время.

Сентябрь, сентемврий, девятый месяц в году, у римлян был седьмым, отчего и получил своё название (от septem, семь). В старину на Руси этот месяц называли рюинь, от рёва осенних ветров и зверей, особенно оленей. Позже простой народ стал называть его ревуном от древнего рюинь.

На дворе октябрь, и впереди ещё много осенних событий.

Специально для Примпогоды Надежда Лабецкая

Сихотэ-Алинский заповедник



Поделитесь новостью

Актуальные темы
Полезные ссылки