Сентябрь в Сихотэ-Алинском заповеднике
10.10.2016 10:20
Сыплет дождик большие горошины,
Рвётся ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.
Николай Заболоцкий
Закончился сентябрь, отличившийся в этом году большим количеством осадков в начале месяца, которые в сумме с осадками двух последних дней августа, вызвали сильнейшее наводнение в наших местах.
Большой подъём воды в реках, берущих начало со склонов хребта Сихотэ-Алинь, натворил много бед в долинах этих рек. Именно над хребтом в эти дни столкнулись массы холодного и тёплого воздуха, принесённого тайфуном «Лайонрок». В результате сильные ливни пролились в истоках рек восточных склонов, вызвавшие небывалый подъём уровня воды.
Сильно разлилась река Джигитовка, в результате размыло большой участок дороги около моста через неё. Воды вздувшейся Серебрянки пошли поверх моста через неё в районе Артёмово, затопили и левобережье, и правобережье реки. Был смыт конечный участок объездной дороги примерно в 150 метров, подмыт мост. Река вернулась на своё изначальное место, прижавшись к скале по правому берегу и намыв большую галечную косу у левого.
Вот что рассказывает об этом месте Владимир Клавдиевич Арсеньев в своей книге «В дебрях Уссурийского края»: «На половине пути от моря, на месте слияния Сицы и Дунцы, с левой стороны есть скала Да-лаза. Рассказывают, что однажды какой-то старик-китаец нашёл около неё жень-шень крупных размеров. Когда корень принесли в фанзу, сделалось землетрясение, и все люди слышали, как ночью скала Да-лаза стонала».
В месте слияния Серебрянки (Сицы) и Заболоченной (Туньши) есть две скалы, которые образуют подобие ворот. Какую скалу имел в виду Арсеньев, можно только предполагать. Это зависит от того, что он имел в виду, говоря «с левой стороны». Обычно стороны определяют, встав лицом по направлению течения реки, но путешественник мог смотреть и со стороны моря.
В 60-х и начале 70-х годов прошлого века сотрудники заповедника добирались до Усть-Серебрянного чаще пешком. Нас подвозили на машине до Гавринского моста, а дальше мы становились на тропу, по которой высоко забирались по склону скалы по правую сторону реки, откуда открывался прекрасный вид на Сицу, текущую далеко внизу, и на вершины Сихотэ-Алинского хребта. Спускались со скалы и дальше шли по речной террасе, становились на дорогу, ведущую на Чернаковку, пересекали Куиси, Сунью, ключ Каменный, а там уже и Усть-Серебряный. Всего 16 километров.
«Слияние Сицы и Дунцы происходит в 10 км от моря. Здесь долина Санхобэ разделяется на две части, из которых одна идёт на север Дунца), а другая — на запад (Сица). Вид в долину Сицы со стороны моря очень красив. Высокие горы с острыми и причудливыми вершинами кажутся величественными. Я несколько раз видел их впоследствии и всегда они производили на меня впечатление какой-то особенно дикой красоты», — пишет Арсеньев.
Многие из нас тоже не раз любовались с моста этим запоминающимся видом и восхищались красотой гор, бурливой рекой и густым пойменным лесом на её берегах.
А сейчас берега реки завалены поломанными стволами высоких деревьев, лежащих как попало. Сколько же воды было в реке, чтобы сметать всё на своём пути? Речные наносы остались даже на высокой террасе, нависающей над рекой высотой метра в 4–5. В основании её залегает мощный скальный выступ, выше размыты крупные валуны. Такие высокие террасы характерны для долины Серебрянки. О них опять же пишет Арсеньев: «Долина р. Сицы покрыта отличным хвойно-смешанным лесом. Особенности этой долины заключаются в мощных террасах. В обнажениях видно, что террасы эти наносного образования и состоят из глины, ила и угловатых камней величиной с лошадиную голову. Было время, когда какие-то силы создали эти террасы. Затем вдруг наступил покой. Террасы стали зарастать лесом, которому теперь насчитывается более двухсот лет».
А лесного хлама хватало в этих местах и во времена путешествий Арсеньева: «Здесь растут великолепные леса, среди которых много кедра. Около реки лес вырублен концессионером Хроманским, но вывезена только четвёртая его часть. Всё остальное брошено на месте. При падении своём лесные великаны поломали множество других деревьев, которые не предполагались к вырубке. В общем, здесь больше испорченного сухого леса, чем живого. По такому лесу идти очень трудно. Площадь этого вырубленного леса занимает пространство около 15 кв. км».
И сейчас, после ураганного ветра, много леса повалило и в долинах и на сопках. До большинства кордонов и избушек в заповеднике, уже спустя месяц, пока невозможно добраться. До кордона Ясная от дороги, ведущей на Кему и Амгу, добирались несколько дней, спиливая и убирая упавшие деревья на отрезке пути примерно в километр. А что же творится в тайге?
На вопрос: «Как там?», — один сотрудник ответил: «Страшно». Порушены и завалены многие пробные площади, на которых велись многолетние наблюдения.
За первые семь дней сентября в Тернее по данным Тернейской метеостанции выпало 124,4 мм осадков, а в общей сумме с начала непогоды — 220,2 мм.
В первой, самой дождливой декаде выпало 130 мм осадков при месячной норме 139 мм. Среднедекадная температура воздуха составила +17,1 °С. В конце декады в одну из тёмных ночей, так как электричества по ночам не было, я увидела в окне яркие звёзды. Ведь мы в этот период не видели не только солнца, но и яркого звёздного неба. В окно мне светило созвездие Ориона с его легко узнаваемым поясом и кинжалом на нём. Это созвездие стало появляться на вечернем небе в восточной его части именно в сентябре, к полуночи забираясь всё выше по небосклону.
Вторая декада была уже менее сырой, выпало всего 16,2 мм осадков. 12 сентября утром выглянуло яркое солнце, и из земли шёл пар, как весной, до того земля была переувлажнена. Среднедекадная температура воздуха понизилась до +14,4 °С.
Ну, а третья декада порадовала нас солнечной и тёплой погодой. После затяжног, сырого и холодного периода наступило бабье лето. Осадков выпало всего 8,2 мм, среднедекадная температура воздуха составила +14,1 °С. Самым жарким был день 26 сентября, +24,6 °С, а самое холодное утро (+3,5 °С) случилось 30 сентября. По утрам были обильны росы, а днём довольно часто дули тёплые горные ветры, просушивая всё вокруг.
Всего за месяц выпало 154,4 мм осадков, а среднемесячная температура воздуха составила +15,2 °С. Уже три года подряд в сентябре выпадает осадков гораздо больше нормы. Последний сухой сентябрь выдался в 2013 году, но тогда богатыми на осадки были июль и август, приведшими к наводнению того года.
На вечернем небе в сентябре сразу после захода солнца на юге над сопками ярко блистал оранжевый Марс. Левее его и выше на довольно большом расстоянии располагался Сатурн, а ниже его — звезда Антарес из созвездия Скорпиона. Антарес вскоре опускался за сопки.
На ночном небе царствовал Орион, очень заметное созвездие, сразу привлекающее взгляд. Над ним также было заметно звёздное скопление Гиады, и ещё выше мелкий ковшичек — Плеяды (Стожары). Крайняя слева яркая верхняя звезда Ориона Бетельгейзе вместе с главной звездой созвездия Большого пса Сириусом и звездой Малого пса Проционом образуют зимний треугольник, который легко определить на небе. Сириус, самая яркая звезда земного неба, в сентябре был очень ярким и крупным. Он был хорошо виден и на утренней заре, и его можно было спутать, допустим, с Венерой, но она еще не была видна на сентябрьском ночном небе. Да и к тому же планеты не мерцают, как звёзды.
22 сентября наступило осеннее равноденствие — день с ночью сравнялся. Дальше ночи пошли всё длиннее, а дни — короче.
Ураганный ветер и проливные дожди основательно потрепали в конце августа начале сентября деревья. Земля в лесу была усыпана толстым слоем опавшей, ещё зелёной листвы, большими и маленькими ветками, упавшими деревьями, сломанными или вырванными из земли с корнем. В лесу творился хаос. Но лес подарил нам в сентябре грибное изобилие — под толстым слоем опавшей листвы прятались многочисленные крепенькие рядовки, белянки, сухие грузди, рыжие подмолочники, сыроежки, маслята. Белых грибов было немного, но упорные опытные грибники их находили. Ну, и, конечно, опята были в лесу в изобилии. Кто не поленился, запасся грибами на зиму в большом количестве. Но кто-то и пострадал, собрав в лесу несъедобные грибы и пытаясь определить их по справочникам в Интернете. С грибами надо быть повнимательнее, и не брать те, которые вызывают сомнения. Или идти в лес с опытным грибником.
Тополя, черёмухи, яблони в начале сентября стояли уже голыми. Коричневые сухие листья тополя усыпали землю толстым слоем и шуршали под ногами. Листва на берёзах от непогоды побурела и частично опала. Пятна осенних красок на дальних сопках появились в середине третьей декады, а на ближних — уже в самом конце сентября. Дубняки посветлели и порыжели, но пока только на солнечной стороне — один бок сопки светло-рыжий, а другой зелёный.
Тепло третьей декады вызвало вторичное цветение некоторых деревьев и кустарников. Наверняка цвёл рододендрон и шиповник. Зацвела яблоня и даже… черёмуха. Белые цветы были собраны не в длинные кисти, как весной, а в круглые небольшие пучки, похожие на цветы сливы. Терпкого запаха черёмухи я не уловила.
Весь сентябрь мелькали в воздухе многочисленные стаи ласточек. Одни улетали, другие сбивались в стаи, усаживаясь на провода и крыши. К концу месяца стаи становились всё меньше. Последних ласточек я заметила 29 сентября.
Весь месяц были заметны трясогузки, горихвостки. Залетали на грушу несколько раз большие стаи белоснежных половников (длиннохвостые синицы), тихо попискивали на ветках и быстро улетали.
Когда разлилась Серебрянка, на мелководьях собиралось много различных птиц. Бродили в воде различные кулички, плавали утки чирки. Вот на кочке устроилась крупная чёрная кряква. Тут же присаживались на воду бакланы. Речные крачки носились низко над водой, что-то выхватывая из неё налету. От них не отставали ласточки.
В небольшом заливчике около моста, где вода крутилась воронкой от быстрого течения, покачивались на воде круглоносые плавунчики, редкие кулики, бывающие у нас на пролёте. Их стая из 20 птиц была замечена и на разлившейся Вилке около моей калитки. Но я в это время была в другом месте, пережидая подъём воды.
Всю третью декады нас нещадно кусали комары. Было их много, и кусали они с лёту, как всегда осенью. Лезли настойчиво в дом мухи, чувствуя приближение холодов. В последние тёплые сентябрьские дни появились изюбриные мухи, эти еще хуже комаров, укусы их болезненны.
Ненастный сентябрь закончился, доставив нам массу переживаний и хлопот. А впереди нас ждёт неизбежное похолодание и наступление предзимья.
Специально для Примпогоды, Надежда Лабецкая
Сихотэ-Алинский заповедник