Октябрь в Сихотэ-Алинском заповеднике: самый яркий месяц осени
08.11.2022 10:00
Быстро промелькнул октябрь, и осень вступила в свою последнюю завершающую стадию — предзимье.
Октябрь в самом начале порадовал нас теплом, а затем и осенними яркими красками, которые быстро закончились листопадом. В этом году дубняки скоро потеряли сухую листву, и лес стал коричневым и просвечиваемым.
Самой тёплой, конечно, была первая декада, особенно первый день октября, до +25,5ºС днём. Было даже душновато.
6 октября случился первый серьёзный заморозок, -4,2ºС утром. Густой иней покрыл всю траву, цветы, доски, землю. Последующие три ночи были холодными, но дни стояли тёплыми и солнечными.
А в конце декады, 10 октября, подошёл циклон с Жёлтого моря. Сильный дождь лупил весь день и прекратился уже в темноте. Ливень сопровождался шквалистым, а иногда и ураганным, восточным ветром. По данным Тернейской метеостанции, за день выпало 21,1 мм осадков, а ветер дул со скоростью 21 м/сек, но внизу в долине, казалось, что ветер достигал иногда и 30 м/сек.
Поздним вечером чёрные рваные тучи быстро неслись низко над землёй с северо-востока на юго-запад. В просветах мелькала полная луна, яркие звёзды и более высокие курчавые белые облака. Лунный свет падал на чёрные тучи, и создавалось радужное свечение. Казалось, что небо плыло, бежало, неслось… Ближе к полуночи ветер стал стихать, разогнав чёрные тучи.
Всего за первую декаду выпало 22,7 мм осадков, а среднедекадная температура воздуха составила +8,5ºС.
Вторая декада была переменчивой — тихие тёплые солнечные деньки сменялись по-осеннему холодными и ветреными. Такие температурные «качели» характерны для октября. 15 октября ближе к вечеру холодный густой тёмно-свинцовый туман стеной пополз с моря и накрыл долину Серебрянки и прибрежную часть посёлка. Заходящее солнце едва просвечивало сквозь пелену тумана, выхватывая из темноты шлейф дыма из высоких труб котельных посёлка. Свинцовые воды реки, свинцовая пелена тумана и яркая солнечная дыра в долине Вилки, как вход в иной светлый мир.
Утро следующего дня было солнечным и тихим, но краешек тумана всё ещё висел над морем и вскоре он опять полез в долину. День был пасмурным и холодным. Наверное, это был последний туман в эту осень.
По данным Тернейской метеостанции, среднедекадная температура воздуха составила +8,8ºС, а осадков выпало за вторую декаду всего 10,2 мм.
В третью декаду октября всё чаще случались утренние заморозки, и всё чаще дули горные холодные ветры. Но случались и редкие солнечные тёплые тихие дни. А 27 октября к нам подошёл холодный циклонический вихрь, который смещался над Приморьем с запада на восток. Дождь начался около двух часов дня, продолжился вечером и ночью, а также и на следующий день до самых сумерек. На Дальнегорском перевале выпал снег высотой до 20 сантиметров. А мы увидели снег на вершине горы Лысой и близлежащих высоких сопках утром 29 октября. Белоснежные вершины, ещё окутанные низкими серыми облаками, то и дело сверкали в лучах утреннего солнца. Снег на Лысой лежал несколько дней, а потом сошёл.
За третью декаду выпало 19,0 мм осадков, а среднедекадная температура воздуха составила +5,5ºС. Всего за октябрь выпало 51,9 мм осадков при месячной норме 78 мм, а среднемесячная температура воздуха составила +7,5ºС. Прошлогодний октябрь был чуть теплее: +7,8ºС, а осадков было меньше – 27,9 мм.
В октябре наступила среднеосенняя стадия развития растительных сообществ – фаза увядания трав и массового листопада. В первой декаде лес стоял золотой. Основной фон у нас создают приморские дубняки.
В конце декады посыпался дубовый лист. Шквалистый ветер циклона, пришедшегося на 10 октября, ускорил листопад, повалил в лесу много деревьев и поломал много веток. Но и после циклона лес всё ещё стоял золотым.
В середине месяца рядом с морем активно падал лист с дуба, а также с берёзы. Первые золотые монетки листьев берёза начинает терять в конце августа, а в середине октября в развесистой кроне всё ещё держится десяток-другой трепещущих на ветру листочков. На Благодатном в золотистом дубняке то и дело мелькали пятнистые олени, лихо посвистывая, гавкали изюбри, убегая при виде человека.
Второе устье Серебрянки, которое размыло после тайфуна 7 сентября, гораздо шире и глубже основного устья реки. Выходить в море теперь можно и из этого второго устья прямо к камням, выступающим из воды, на которых сидят в большом количестве бакланы и чайки. В воде можно увидеть пёстрых тюленей. При выходе в море всегда ощущается смена речной волны на морскую. На речных волнах чувствуешь себя уверенно, а вот море вызывает смешанные ощущения - удовольствие и… страх. Море словно вздыхает широкими пологими волнами, на которых лодка то опускается вниз в ложбину, то поднимается на волну. Борт лодки низкий, и можно опустить руку в морскую воду. Всё хорошо, но хочется побыстрее вернуться в устье реки. И как раньше мореплаватели ходили на утлых лодчонках по беспокойному морю?
В конце второй декады сопки стали коричневыми – лист с дуба почти облетел, но ещё не полностью. На коричневом фоне вспыхнули золотом лиственницы. И только в начале уже третьей декады лес поредел, стали видны просветы между деревьями – листопад у дуба закончился. Осталась пламенеть одна лиственница, да и с той к концу месяца упали жёлтые хвоинки, устилая землю мягким ковром.
Рядом с таёжной избушкой растут кусты лещины маньчжурской. В этом году у неё очень хороший урожай. Её орешки в тонкой коричневой скорлупе спрятаны в тугих сродках трубчатых обёрток (плюски), усеянных колючими ломкими щетинками. Эти щетинки при прикосновении впиваются в пальцы и причиняют неприятности при сборе орехов.Так вот за этими орешками повадился бурундук. Он таскает их на поленницу дров и там вынимает их из колючей обёртки, раскалывает тонкую скорлупу и наслаждается вкусной мякотью ядра. Как он справляется с колючками, увидеть не пришлось, но вся поленница усыпана коричневыми скорлупками. Значит, процесс добычи идёт успешно. Орехами лещины кормятся многие обитатели тайги. Их прячут про запас кедровки, сойки, белки и бурундуки. На них нагуливают жир барсуки и кабаны.
Здесь же, на поляне, растут несколько маньчжурских орехов. Высокие раскидистые деревья уже потеряли листву и уронили на землю созревшие орехи. Урожай на этих деревьях в этом году тоже очень хороший. Скорлупа этих орехов очень твёрдая и прочная, поэтому достать из них ядро ореха довольно трудно и удаётся не всем. Плоды маньчжурского ореха «по зубам» лишь белкам, медведям да дятлам. За орехами на поляне возле избушки прилетает большой пёстрый дятел. Он подолгу сидит на дереве, перескакивая с ветки на ветку, минут 15. И только потом спускается на землю, хватает орех и улетает в лес, где у него есть «наковальня» на каком-нибудь дереве или валёжнике, на которой он раскалывает орех. С его клювом и силой долбления это у него получается.
Начавшись в сентябре, осенний массовый отлёт птиц продолжился и в октябре. В начале месяца ещё мелькали в воздухе немногочисленные ласточки. Не успели улететь в больших стаях. Видны были высоко в небе стаи гусей. В устье Серебрянки в третьей декаде месяца видели лебедей. По-прежнему мелькали стайки ополовников, которые, посвистывая, перелетали с дерева на дерево, нигде подолгу не задерживаясь. Всё чаще подлетали к дому синицы, гаички, поползни, дятлы.
А вот по дорожке, идущей вдоль речки, быстро семенит на длинных ножках конёк. Вроде бы степной, по определителю. Но могу и ошибиться. Он так сливается своей бурой окраской с землёй, что его и не заметишь сразу. Гораздо крупнее воробья с тёмными и белыми пестринами, покачивает хвостом, как трясогузка. Ноги красноватого цвета, длинные, над глазом светлая бровь. Это самый крупный конёк. Редкий пролётный и гнездящийся перелётный вид открытых пространств морского побережья.
После ненастья в холодный день 29 октября стайка сизых голубей кормилась на обочине дороги в сухой траве. К ним присоединились сороки. Парочка голубей перелетела через дорогу, и одного из них успела схватить собака. Я отогнала собаку, и та выпустила голубя из зубов. У птицы были повреждены некоторые перья, она пыталась пролезть в щель между штакетинами забора, но не смогла. Я взяла её в руки и перебросила через забор, чтобы собаки ей не докучали. Потом я пыталась найти её, но она, видимо, улетела. Сизый голубь осёдлый синантропный вид, то есть гнездится в населённых пунктах, рядом с человеком.
Уже в самом конце октября залетел ко мне на зелёную лужайку белолобый гусь. Он лежал и пощипывал травку. Я подумала, что с ним что-то произошло – раз лежит, значит, лапы повреждены. Но при моём приближении он встал, пошёл и опять стал пощипывать травку. Значит, ему нравилось лежать на мягкой траве. Иногда гусь посматривал в мою сторону. Он потихоньку издавал гогочущие звуки и посматривал уже в другую сторону. Через некоторое время он взлетел и полетел в сторону реки. Я заметила выходящего из-за сливы большого чёрно-белого кота, смотрящего вслед улетающему гусю. Он явно крался к нему. Вряд ли ему удалась бы эта охота – гусь был гораздо крупнее кота. Но гуся он спугнул Я пошла по берегу Вилки вниз по течению, чтобы посмотреть, нет ли там кого ещё из птиц. И увидела там домашних гусей. Ну, а моего дикого гуся среди них не было.
По пути я увидела в воде большой косяк кеты, примерно с десяток. Рыбы прытко, виляя хвостами, уплывали от меня на глубину, взбаламучивая донный грунт. Некоторые стояли прямо под берегом. На дне кое-где кверху брюхом лежала дохлая рыба. Кета отнерестилась и доживала свои последние дни. Три самца в брачном наряде несколько дней плавали в глубокой яме под мостом через Вилку. Они были ещё без белых пятен. А через несколько дней здесь на дне тоже лежала дохлая рыба.
Я впервые наблюдала заход кеты в Вилку. Рыбы было так много, что она шла, куда глаза глядят, лишь бы отнереститься. На дворе ноябрь – последний месяц осени. Пока стоят солнечные, но холодные дни, иногда ветреные. Каким будет этот месяц, покажет время. Будем наблюдать.
Специально для сайта Примпогода.ру Надежда Лабецкая,
Сихотэ-Алинский заповедник