Музыка погоды и погода в музыке

Музыка погоды и погода в музыке

 
26.06.2003 13:00

Среди множества различных звуков в окружаемом нас воздухе можно выделить те, которые, образно говоря, принадлежат к "музыке погоды".

Некоторые возразят, что это лишь шум, а не музыка. Но подобное разграничение можно произвести лишь на слух. Ухо воспринимает колебания атмосферного давления, которые вызывают вибрацию барабанных перепонок, и посылает сигналы об этих колебаниях в мозг.

Очевидцы, которые попадали в торнадо, свидетельствовали, что воронка смерча издает отчетливо слышный характерный звук, похожий на жужжание миллионов пчел, а по наблюдениям других – этот шум похож на грохот грузовых поездов или близко пролетающего реактивного лайнера.

В обычной жизни в полной мере воспринять все звуковые оттенки погоды можно лишь в отдаленной безлюдной местности.


Зимой в лесу даже слабый ветер вызывает колебания иголок хвойных деревьев и мелких веточек лиственных. При отсутствии других звуков одинокая сосна может издавать звуки, похожие на вздохи. При изменении скорости ветра меняется тональность и громкость лесной мелодии.

Сильный ветер на склонах сопок вызывает звуки, похожие на рев. В этом случае источником звука является вибрация значительного количества мелких и крупных веток деревьев.

Когда ветер налетает на печную трубу и угол дома, образуются вихри, издающие звуки, которые слышны внутри дома, особенно если человек находится там один и ночью.

Очень точно передал это состояние А.С. Пушкин, давший звукам метели такое определение:


Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.

А другому русскому поэту, Н.А. Некрасову, удалось подметить совсем иную мелодию, мелодию весеннего леса, весенней свежести:

Идет - гудет Зеленый шум,
Зеленый шум, весенний шум!
Играючи расходится
Вдруг ветер верховой.

Некоторые атмосферные явления издают звуки, которые ассоциируются с ударными музыкальными инструментами. Безусловно, наиболее ярко это проявляется в раскатах грома, похожих на внезапный грохот тарелок.

Падение капель дождя или града на крыши напоминает дробь малых барабанов, которая то нарастает, то стихает по мере изменения интенсивности осадков.

Про летний зной при штиле в народе говорят, что "воздух звенит", а крепкие морозы называют "трескучими". И действительно, в студеную пору потрескивает все: и деревья в лесу, и лед на реках, и снег под ногами, и дрова в печи.


Городские жители, к сожалению, лишены возможности услышать бравурную, жизнерадостную музыку весеннего ледохода или полную противоположность ей: приглушенное интимное перешептывание отдельных льдинок в период осеннего замерзания рек, озер, мелководных бухт.

Таким образом, совершенно очевидно, что погодные условия могут создавать свои собственные отчетливые акустические образы. Их слышали и ими вдохновлялись многие известные композиторы.

Одним из самых ранних примеров является известное произведение XVIII века "Времена года" итальянского композитора А. Вивальди. Этот цикл из 4-х скрипичных концертов был создан в середине, так называемого, малого ледникового периода, когда зимы в долинах Италии были необычайно холодными.

Музыка Вивальди отражает радости весны, чрезвычайно переменчивой, когда легкое дуновение ветерка чередуется с короткими интерлюдиями грома.

Лето изображается жаркое, влажное и сонное, а осень – живая и счастливая, как символ приятной погоды и радостного занятия – сбора урожая и дегустации молодого вина.

Жестокую холодную зиму Вивальди отображает посредством музыки, в которой слышны "дрожь от холода и приятное расслабление у теплого домашнего очага".

Среди других музыкантов, вдохновившихся "музыкой погоды" можно назвать Г. Вернера, чей "Забавный музыкальный календарь" передает изменение погоды от месяца к месяцу и Ф. Гайдна, с его ораторией "Времена года".

Точно такое же название носит замечательное произведение П.И. Чайковского, в виде цикла из 12-ти фортепьянных пьес, каждая из которых имеет название месяца.

Погода в разное время года отображена и в произведениях И. Стравинского - "Весна священная", и в "Осенней песне" Э. Грига, и в Первой Симфонии П.И. Чайковского под названием "Зимние грезы".

В своей Шестой ("Пасторальной") симфонии Людвиг Ван Бетховен точно передает атмосферу весеннего дня и постепенное развитие грозы. Музыка неистово нарастает, быстрое чередование звуков изображает усиливающийся дождь, сильный ветер гнет деревья, раздаются раскаты грома. Симфония завершается удалением ослабевающей грозы и появлением на небе изумительной радуги. В третью часть своей "Фантастической симфонии" для изображения правдоподобного рокота грома композитор ввел звучание четырех литавр с разной высотой звучания.

К теме ветра обращался К. Дебюсси в своих прелюдиях "Весна на равнине" и "Что видел западный ветер", а М. Мусоргский - в соло для баритона "Ветры воют".

Пожалуй, что список мелодий связанных с погодой можно продолжать бесконечно, если сюда еще подключить легкую эстрадную музыку и пр.

Ведущий климатолог
Э.А. Мендельсон



Поделитесь новостью

Актуальные темы
Полезные ссылки