Кому и зачем нужен прогноз?

Кому и зачем нужен прогноз?

 
19.08.2002 14:00

В развитых странах погода и климат давно стали категориями экономическими. Каждый год в мире стихийные бедствия уносят около 250 000 человеческих жизней, размер ущерба, наносимого имуществу, лежит в пределах 50-100 млрд. долларов США. Но мировая статистика показывает: если доверять гидрометеорологической информации и адекватно на нее реагировать, то можно предотвратить от 30 до 40% потерь и полностью избежать человеческих жертв.

Особенно заметный экономический эффект дает использование метеорологической информации в авиации, энергетике, строительстве, рыболовстве и судоходстве, сельском хозяйстве. В 2000 году в России экономическая эффективность деятельности организаций Росгидромета составила около 3 млрд. рублей.

Рассмотрим сферу применения гидрометеорологической информации в основных отраслях экономики более подробно.

Погода и экономическая безопасность территории

Зависимость устойчивого развития народного хозяйства любого государства или региона от гармоничного сосуществования общества и окружающей природной среды уже не нуждается в доказательствах. Природа влияет на хозяйственную деятельность человека двояко: с одной стороны, стихийные экологические и гидрометеорологические бедствия наносят значительный урон экономике, но с другой - достоверная информация о погоде и климате формирует дополнительный ресурс экономической эффективности. Это значит, что предприятия края могут минимизировать потери и ущербы от неблагоприятных погодных условий и максимизировать выгоду за счет рационального использования благоприятных факторов природной среды. Чем тщательнее используется информация о погоде и климате во всех сферах экономики, тем устойчивей экономика ко всем проявлениям стихии.

Мировая статистика показывает, что 30-40% потерь от стихии можно избежать, если своевременно проводить необходимые предупредительные мероприятия. Основой для их разработки должна стать совместная работа производственников, экономистов и метеорологов. Хозяйствующие субъекты должны иметь четкое представление о степени влияния на производственную деятельность тех или иных погодных условий, им необходимо разработать «метеоролого-экономическую модель» упреждающих действий. Задача метеорологов - непрерывное отслеживание всех изменений, происходящих в природе, прогнозирование угрозы возникновения неблагоприятных условий погоды, их развития и своевременное предупреждение о них производственников. Чем выше уровень взаимодействия, тем меньше вероятность быть застигнутым стихией врасплох.

Каков же уровень взаимодействия гидрометслужбы и субъектов экономики в Приморском крае? Разный. Он зависит от многих факторов: степени зависимости отрасли от погоды и климата, действующих внутриотраслевых регламентирующих документов, а также менталитета руководителей и специалистов.

Погода и гражданская авиация

Авиация - самая погодозависимая отрасль. Ни один самолет не взлетает и не садится без информации о фактической погоде и прогнозов погоды по маршрутам, пунктам посадки и запасным аэродромам. Каждый аэродром, каждый тип самолета, каждый командир воздушного судна имеет свой критический метеоминимум, нарушить который не имеют права. Взаимодействие с метеослужбой регламентируется специальными наставлениями, инструкциями, правилами и другими документами. При их строгом соблюдении метеорологическая безопасность воздушных судов гарантирована. А уровень организации взаимодействия метеорологов и авиаторов может служить своеобразным эталоном и примером для подражания.

Морской и рыбный флот

Морской и рыбный флот зависят от погоды ничуть не меньше авиации. И эта зависимость флота от погоды проявляется всегда: когда суда находятся на маршрутах и в районах лова и когда отстаиваются в порту. Штормовой ветер, сильное волнение, обледенение, туман и другие явления способны привести судно к гибели.

Только статистика двух последних лет указывает, что в дальневосточном регионе потерпели кораблекрушение 13 морских судов, 6 из них затонули, погибли десятки людей, материальный урон исчисляется миллионами долларов США. Характерной особенностью всех случаев аварий было попадание судов в штормовые условия по причине пренебрежения информацией о погоде. Исход мог быть совершенно иным, если бы судоводители использовали рекомендации метеорологов, ориентированные на наиболее экономичный и безопасный маршрут с учетом ожидаемой гидрометеорологической обстановки и технических данных самих судов.

Действующие в Министерстве транспорта и Госкомрыболовства РФ регламентирующие документы не предусматривают принципа безопасности «метеорологического сопровождения» каждого судна, как это делается в гражданской авиации, в результате - безопасность мореплавания зависит только от опыта капитана и воли случая. Даже Генеральное консульство Японии вынуждено было дважды обращаться во Владивостокский Спасательно-Координационный центр с призывом к российским морякам и рыбакам использовать гидрометеорологическую информацию в интересах своей безопасности, после того как десятки российских судов зимой года 2001 попали в Охотском море в ледовый плен и понадобилась помощь японской стороны для их освобождения. Таким образом, мнимая экономия на безопасности мореплавания подрывает экономическую безопасность всего дальневосточного региона России.



Поделитесь новостью

Актуальные темы
Полезные ссылки