9 баллов – много это или мало?

9 баллов – много это или мало?

 
11.04.2005 15:00

В сообщениях по радио и телевидению мы можем слышать такие выражения, как: "Шторм 11 баллов", или "Скорость ветра 40 метров в секунду". А синоптики, предупреждая моряков о циклонах и тайфунах, указывают: "Максимальный ветер 70 узлов (35 м/с)…"

Что это за цифры?

Только моряки свободно читают эту информацию и принимают необходимые меры. Балл – это очень удобная, хотя и условная цифровая отметка. Баллом характеризуются многие параметры в различных областях, и в спорте, и в образовании, а так же для определения силы землетрясения и т.д.

Морякам всего мира известна двенадцатибалльная шкала английского адмирала Бофорта, введенная в 1805 году и просуществовавшая 141 год. А некоторые пользуются ею для определения силы ветра и сейчас.

Нулем оценивался полный штиль, при котором, например, дым из трубы поднимается вертикально вверх без малейших отклонений. Легкий и слабый ветер по шкале Бофорта характеризовался от 1 до 3 баллов. Для умеренного и сильного ветров были соответственно баллы 4, 5 и 6. Крепкий ветер оценивался в 7 баллов, а ветер в 8 баллов и назывался штормовым. По мере дальнейшего усиления шторма в 11 баллов было особое название – жестокий шторм. И 12 баллов – это ураганный шторм, причиняющий катастрофические разрушения.

На корабле балл ветра определяется в зависимости от того, сколько и каких парусов мог нести корабль, взяты ли рифы, т.е. уменьшена ли площадь парусов, какой ход имеет судно или как выглядит поверхность моря. Опытный моряк по волнам (по «барашкам») может определить скорость ветра с точностью до метра или одного балла.

В 1946 году была введена новая шкала в 18 баллов, по которой характеризовали силу ветра. Однако правильнее и удобнее всего определять скорость ветра не в баллах, а в метрах в секунду или же в старой понятной всем морякам мере скорости – узлах. Один узел - это одна морская миля в час, или 1.852 км/час.

Миля – единица не случайная. Это путевая мера длины, единая у моряков всех стран. Происхождение ее – чисто земное, так как миля есть линейная протяженность такой дуги меридиана на поверхности земли, угловая мера которой равна одной минуте. Но сухопутные мили не отличаются постоянством, в разных государствах длина одной мили различна.

Баллы волнения учитывали преимущественно внешний вид поверхности моря, а главный для моряков показатель – размеры волн – для разных баллов характеризовался весьма неопределенно. Из-за недостаточной конкретности и определенности признаков для оценки балла появилось очень много различных шкал волнения. Почти в каждой стране был свой балл волнения, а то и по несколько шкал одновременно.

Этот разнобой шкал породил неопределенность количественной характеристики волнения. В 1951 г. вместо всех существующих шкал, ввели единую шкалу для всех акваторий: океанов, морей, озер и водохранилищ. Она была названа шкалой степени волнения. Балл степени волнения определяется теперь строго и однозначно в зависимости от высоты волн, чем больше волна, тем больше балл. А так же была сохранена шкала состояния моря.

В настоящее время балловые оценки волнения употребляются все реже: когда нужно охарактеризовать высоту волн, чаще пользуются просто метрами. Это просто, удобно и вполне определенно. Дело лишь в том, чтобы правильно измерить высоту волн.

Определение состояния поверхности моря производится только при ветре. При штиле, независимо от наличия мертвой зыби, балл состояния поверхности моря, озера и крупного водохранилища равен нулю.



Поделитесь новостью

Актуальные темы
Полезные ссылки